1963 | - | 1964 | гг. |
1965 | - | 1966 | гг. |
1967 | - | 1968 | гг. |
1969 | - | 1971 | гг. |
1972 | - | 1973 | гг. |
1974 | - | 1977 | гг. |
1978 | - | 1980 | гг. |
1981 | - | 1983 | гг. |
1984 | - | 1986 | гг. |
1987 | - | 1990 | гг. |
1991 | - | 1993 | гг. |
1994 | - | 1997 | гг. |
1998 | - | 2004 | гг. |
2005 | - | 2007 | гг. |
2008 | - | 2013 | гг. |
2004 | - | наши дни |
История компании Automobili Lamborghini официально началась в 1963 году. Но необходимо понимать и более глубокие корни ее происхождения, скрытые в жизни самого Ферруччо Ламборгини (Ferruccio Lamborghini), родившегося в 1916 году под знаком Тельца. Этот способный, целеустремленный, волевой человек стал основателем компании и управлял ею на ранних этапах ее необыкновенной истории.
К тому времени, когда Ферруччо принял решение создать предприятие по производству роскошных спорткаров, он уже был очень состоятельным человеком. После окончания Второй мировой войны он основал тракторный завод. Запустив собственное производство с присущей ему энергией и решимостью, Ламборгини превратил его в главный ориентир отрасли. За этим последовало создание других предприятий, и в итоге Ламборгини удалось заработать внушительное состояние к своему пятидесятилетию. К началу 1960-х годов Ферруччо был влиятельным и успешным бизнесменом, четко понимавшим, чего он хочет. Но когда Ламборгини заявил, что собирается выпускать спортивные суперкары, способные конкурировать с Ferrari, многие решили, что он просто сошел с ума. На производство подобных моделей смотрели как на проявление необъяснимой экстравагантности, рискованный шаг в неизведанное, расточительство без малейшей надежды на прибыль.
Он начал работу над своим проектом в конце 1962 года и уже к маю 1963 года основал компанию Automobili Ferruccio Lamborghini, приобретя большой участок земли в Сант-Агата-Болоньезе (в 25 километрах от Болоньи) для строительства нового крупного и ультрасовременного завода. Имея за плечами значительный опыт руководства другими предприятиями, Ламборгини сумел организовать производство, наилучшим образом подходившее для достижения его цели: весьма функциональную структуру, которой в то время не было равных в отрасли. Большой и светлый главный цех находился рядом с офисным зданием, что позволяло руководству постоянно контролировать ситуацию на производстве. Это было идеальным решением для Ламборгини, который не стеснялся сам засучить рукава и работал над будущими суперкарами, если что-то не соответствовало его ожиданиям.
У Ламборгини было всего несколько месяцев с того момента, когда он решил построить завод, до официальной презентации, поэтому первая модель была создана очень быстро. Официальная презентация была приурочена к Туринскому автосалону, который открывался в начале ноября 1963 года. Поскольку Ламборгини имел достаточно четкое представление о том, чего он хочет, ему не пришлось тратить время на подбор сотрудников. Чтобы создать двигатель, который должен был стать лучшим V-образным 12-цилиндровым агрегатом в отрасли (а значит, и лучшим в мире), он сразу же обратился к Джотто Биццаррини (Giotto Bizzarrini), разработавшему несколько самых современных двигателей для Ferrari. Для конструирования всех остальных компонентов и запуска производства Ламборгини нанял двух многообещающих молодых инженеров: Джампаоло Даллару (Giampaolo Dallara) и Джампаоло Станзани (Giampaolo Stanzani). Перед ними стоял серьезный вызов, времени оставалось мало. Тем не менее модель 350 GTV стала настоящим шедевром.
1964 год оказался поистине выдающимся в истории компании. Была создана модель 350 GT, выпущенная в количестве всего 120 экземпляров. Практически сразу же появилась и ее модификация – 400 GT. Объем двигателя в этой версии был увеличен до четырех литров, на нее устанавливалась первая коробка передач собственной разработки Lamborghini. Изначально была создана двухместная модель, позднее преобразованная в 400 GT 2+2 с двумя съемными сиденьями позади двух основных. Объем производства 400 GT оказался более внушительным – 273 экземпляра.
Таким образом, к началу 1965 года купе из Сант-Агата-Болоньезе стали привлекать к себе внимание. Это была первая, важнейшая фаза становления компании Lamborghini, один из самых плодотворных и творческих периодов в ее истории. В период с октября 1965 по июнь 1966 года компания представила впечатляющее количество новых моделей. Такие суперкары, как 3500 GTZ (с кузовом от ателье Zagato), 350 Spyder (ателье Touring) и Monza 400 (ателье Neri & Bonacini), остались, по сути, прототипами. А вот экстравагантной ходовой части, представленной на стенде Lamborghini в рамках Туринского автосалона 1965 года, было суждено оказать существенное влияние на историю как самой компании, так и автомобильной промышленности в целом. Ее конструкцию можно назвать плодом невероятного энтузиазма двух молодых инженеров, нанятых Ферруччо для руководства техническим подразделением завода. И Даллара, и Станзани были молоды, полны энергии и энтузиазма. То доверие, которое оказал им Ламборгини, назначив руководителями этого нового и необычного производства, быстро воплотилось в еще более передовых идеях. Эти идеи были основаны на решениях для самых современных гоночных моделей того времени – двухместных спорткаров. Два молодых инженера из Болоньи предложили следующую концепцию: не интерпретировать по-своему классические принципы традиционных моделей GT, а подготовить для дорог общего пользования слегка упрощенную версию полноценного спорткара. Их разработка, получившая кодовое обозначение 400 ТР, оснащалась четырехлитровым двенадцатицилиндровым двигателем от модели 400 GT, который устанавливался поперечно за кокпитом. Корпуса коробки передач и дифференциала были выполнены в единой отливке с основной частью двигателя. Ходовая часть изготавливалась из изогнутого и сваренного листового металла с высверленными отверстиями для снижения массы.
Когда Ламборгини увидел этот проект, он утвердил его настолько быстро, что оба инженера были, наверное, шокированы. Они даже не мечтали о том, что их предложение окажется столь успешным. Но в одном Ламборгини все-таки ошибся. Поначалу он заявлял, что такой суперкар нужно выпустить, поскольку он сможет стать хорошей рекламой для бренда, но общемировой объем продаж не превысит и пятидесяти экземпляров! Что ж, даже великие ошибаются… Ходовая часть была изготовлена достаточно быстро и представлена на Туринском автосалоне в октябре 1965 года. Одним из тех, кто поверил и в нее, и в способности самого Ламборгини, был Нуччо Бертоне (Nuccio Bertone). Владелец кузовного ателье из Турина был настоящим специалистом по автомобилям и двигателям. Как только Бертоне увидел эту ходовую часть, он подошел к Ламборгини и сказал: «Я тот, кто может сделать вам обувь по ноге!» Рукопожатие Бертоне и Ламборгини стало началом невероятного приключения.
Воплотить идеи Бертоне было поручено Марчелло Гандини (Marcello Gandini), который и создал уникальный, ставший настоящей сенсацией кузов для собранной в Болонье ходовой части. Так родилась модель Miura, неповторимая в своем сочетании агрессивности, элегантности, оригинальности и роскоши.
До сих пор неизвестно, почему суперкар получил именно такое имя. Сам Ферруччо не хотел объяснять, почему он обратился к аналогии с этими могучими быками – настоящей легендой среди испанских боевых пород. Для человека, рожденного под знаком Тельца и с гордостью использовавшего этот знак в качестве логотипа всей своей промышленной деятельности, сама идея назвать одну из своих моделей в честь боевого быка выглядела вполне естественной. Удивляло только то, что, выбирая имя для своей первой модели, которой суждено было оказать огромное влияние во всем мире, он инстинктивно нашел лучший и самый подходящий вариант. Эксперты утверждают, что быки породы Миура – необыкновенные животные. Это самые сильные среди всех боевых быков, но главное – самые умные и свирепые в бою. В своих книгах тореадоры часто говорят о том, что взгляд быка породы Миура невозможно перепутать ни с чем: это взгляд настоящего воина, проницательного и могучего. Такое название было исключительно точным, а за счет краткости – всего пять букв – мгновенно запоминающимся.
Подготовка Miura осуществлялась с огромной скоростью. Гандини позже вспоминал: с октября по февраль все работали, как сумасшедшие, по 24 часа семь дней в неделю. Главное событие приближалось, никто не хотел упустить такой возможности – представить новую модель на Женевском международном автосалоне 1966 года. И произошло чудо: ходовая часть, показанная осенью 1965 года в качестве экспериментального прототипа, всего за несколько месяцев превратилась в самую потрясающую дорожную модель в мире. Премьера Lamborghini Miura стала главным событием автосалона в Женеве!
Новинка вызвала небывалый интерес, но Ламборгини привлек еще больше внимания, приехав на Miura на гран-при Монте-Карло – самый потрясающий уик-энд для спорткаров в целом и для лучших итальянских моделей в частности. Оранжевая Miura, которую он тем субботним днем припарковал у Отеля де Пари, привлекла такое количество зевак, что они заняли всю площадь перед казино. Рос интерес – увеличивалось и число заказов. Это был стремительный взлет.
В октябре 1967 года, всего через три года после скромного дебюта в Турине, компания Lamborghini прибыла на итальянский автосалон с выдающимся набором экспонатов. К этому времени модельный ряд был по-настоящему впечатляющим. Формально заказ модели 350 GT еще был возможен, но в реальности она уже была снята с производства. Великолепный дуэт купе 400 GT 2+2 и Miura привлекал экспертов к стенду молодой компании из Болоньи. На следующий день его фотографии появились во всех автомобильных журналах. Престижное кузовное ателье Touring также представило на этом салоне одно из своих изделий: оригинальную модель Flying Star на переднемоторном шасси 400 GT, которая стала его лебединой песней.
В 1967 году Ламборгини мог смотреть в будущее с большим оптимизмом. Поток заказов на Miura обеспечивал его компанию денежными средствами, но, главное, позволил добиться невероятного интереса и настоящей известности. По крайней мере в этом Ламборгини попал точно в цель: такая модель была просто обречена завладеть мыслями и сердцами всех автолюбителей. Благодаря ей бренд Lamborghini стал символом в автомобильном мире, воплощением роста, прорыва любой ценой, превосходства над конкурентами невзирая на традиционные ограничения и предрассудки. Подобный имидж не мешал многочисленным поклонникам приобретать спорткар 400 GT, ставший к этому времени серьезной и тщательно проработанной моделью. Но именно Miura обеспечила компании особый престиж.
И вновь год начался с выдающейся премьеры. На этот раз было представлено творение Бертоне и Гандини – потрясающая четырехместная модель с двигателем, расположенным поперечно за задней осью, и уникальной конструкцией дверей в виде крыла чайки. Идея открывающихся вверх дверей впервые воплотилась в этом экзотическом спорткаре, получившем название Marzal, и постепенно стала характерной чертой топовых моделей Lamborghini. Marzal не был предназначен для серийного производства, что не помешало ему стать звездой многих автосалонов и украсить обложки журналов во всем мире. Marzal был выбран принцем Монако Ренье (Prince Rainier of Monaco) и принцессой Грейс (Princess Grace) для открытия гран-при Монте-Карло в том году. Интуиция Ферруччо Ламборгини в очередной раз подсказала ему превосходный способ для привлечения внимания публики.
Пока Даллара и Станзани с помощью тест-пилота из Новой Зеландии Боба Уоллеса (Bob Wallace) работали над дальнейшим совершенствованием серийных моделей, полный идей Ферруччо требовал новых суперкаров. И дело было вовсе не в тщеславии: презентация Miura Roadster на Брюссельском автосалоне в 1968 году позволила, в частности, узнать реакцию клиентов на возможность дополнения модельного ряда суперкаром с открытым верхом. Несмотря на весь энтузиазм, на эту модель поступило относительно небольшое количество заказов. В результате она осталась в стадии прославившегося выставочного прототипа без какого-либо серийного воплощения. В марте того же года состоялась премьера Islero GT. Модель, официально представленная прессе 16 февраля 1968 года, стоила 6 450 000 лир. Но 300-сильный двигатель делал Islero GT достойным своего престижного названия и цены. Суперкар отличался невероятным комфортом и великолепным качеством отделки салона. О таком GT и мечтал Ламборгини: он стал настоящим преемником модели 400 GT, производство которой было прекращено после закрытия кузовного ателье Touring. Lamborghini Islero GT был элегантным купе с эффектным обликом, посадочной формулой 2+2 и техническим оснащением своего предшественника. Однако клиенты Lamborghini уже привыкли к стильному дизайну Miura, поэтому продажи Islero GT в итоге все-таки оказались достаточно скромными.
Совсем другая судьба ждала другую важную новинку, представленную на стенде Lamborghini в рамках Женевского автосалона того же года. Модель Espada, отдаленно напоминавшая Marzal, была выдающимся двухдверным суперкаром с передним расположением двигателя и очень комфортным четырехместным салоном. Спорткар с колесной базой 2650 мм демонстрировал абсолютно оригинальный и по-настоящему инновационный стиль. Этот стиль полностью отражал творческий расцвет Марчелло Гандини. Espada стала абсолютно новой, оригинальной, революционной моделью: от сбалансированности двух основных объемов кузова до большого заднего стекла, которое выполняло функцию крышки багажника, от большого плоского капота, открывавшегося единым блоком, и низкой, зауженной линии талии до задних крыльев, частично закрывавших колеса, и воздухозаборников на капоте, дизайн которых был позаимствован из аэрокосмической индустрии. И вновь поступило огромное количество заказов – бренд Lamborghini окончательно утвердился в роли производителя таких моделей, к которым относилась и Espada.
Несмотря на логистические и организационные проблемы в тот период, работа не затихала. Производство трех моделей (Islero, Espada и Miura) только началось, когда в 1969 году ситуация стала улучшаться. Самой важной производственной задачей, безусловно, была необходимость утверждения всех модификаций, которые требовались для Miura, и их применение в единой обновленной версии. В результате появилась версия S, созданная в ноябре 1968 года. Ее премьера была главным пунктом программы Туринского автосалона в том году. Новая Miura оснащалась двигателем мощностью 370 л.с. (на 20 л.с. больше, чем у предшествующей модели), а также электрическими стеклоподъемниками. Отделка салона стала роскошнее, на заказ предлагались кондиционер (инновация, граничащая с экстравагантностью – по крайней мере в Европе) и обивка из натуральной кожи. Лишь хромированное покрытие некоторых небольших деталей кузова и стилизованный под разряд молнии маленький металлический знак S в задней части отличали новую версию Miura от предшествующей, производство которой было к этому времени завершено. Существенным доработкам подверглась и модель Islero GT: ее мощность была увеличена, а отделка обновлена. 31 мая 1969 года состоялась премьера версии GTS. 1969 год был отмечен временной стабилизацией модельного ряда Lamborghini.
Islero GT незаметно сошел со сцены в небольшом количестве экземпляров (с начала производства до выхода Islero GTS было выпущено в общей сложности 225 Islero GT). По-прежнему выпускались Miura S и Espada, подвергшаяся рестайлингу и обновленная до версии Series II, премьера которой состоялась на Брюссельском автосалоне 1970 года. Объемы производства этих моделей постепенно росли. Новая серия была значительно улучшена, оснащена двигателем мощностью 350 л.с., более эффективными вентилируемыми тормозами и более традиционной панелью приборов. Этот год стал триумфальным для данной модели, обеспечившей выигрышную позицию не только для компании, но и для самого Ферруччо, а также целей, которые он ставил перед собой в начале всего этого приключения. Только в 1970 году было реализовано 228 экземпляров Espada – выдающийся объем продаж для столь дорогого и значимого суперкара.
Ламборгини настаивал на дополнении модельного ряда из четырехместной Espada и двухместной Miura «промежуточной версией», которая должна иметь посадочную формулу 2+2 и объединять все лучшие качества итальянских моделей Gran Turismo. Бертоне создал суперкар, который был стилистическим развитием Islero, но при этом многое перенял у Espada. Согласно замыслу, эта модель, получившая название Jarama, должна была стать новым воплощением своих легендарных предшественников. Однако, несмотря на эффектную премьеру на Женевском автосалоне 1970 года, она так и не смогла произвести должного впечатления на автолюбителей.
К этому времени компания Lamborghini во всем мире стала символом превосходства, чего-то выходящего за рамки философии и дизайна других автопроизводителей. Когда компания выпускала почти традиционные, рациональные спорткары, они не соответствовали сформировавшемуся имиджу и не достигали ожидаемого успеха. Еще одним крупным проектом, анонсированным и представленным в 1970 году, стала абсолютно новая модель Lamborghini – Р250 Urraco. Название вновь было дано в честь боевого быка. На Urraco устанавливался 2,5-литровый двигатель, оснащенный системой газораспределения с одним верхним распредвалом и специально спроектированный Станзани для данной модели. Суперкар был разработан для крупносерийного (естественно, по меркам итальянских спорткаров) производства, имел привлекательный дизайн, созданный Бертоне, и – по крайней мере на бумаге – обладал великолепной динамикой при существенно меньшей по сравнению с Miura стоимости.
Чтобы выпускать Р250 Urraco, Ламборгини расширил производственные мощности завода в Сант-Агата-Болоньезе, построив новое просторное здание позади уже действовавшего. Общая территория предприятия была увеличена примерно на 500 м2. Изначальные прогнозы были многообещающими: суперкар, премьера которого состоялась в октябре 1970 года на Туринском автосалоне, вызвал невероятный интерес. Количество заказов быстро увеличивалось.
Для истории самого бренда Lamborghini и всех его поклонников очень важным моментом стало создание гоночной версии Miura: благодаря увлеченности тест-пилота из Новой Зеландии Боба Уоллеса была разработана модель Jota. На этот раз название не было позаимствовано из мира боевых быков, но определенный испанский колорит в нем, без сомнения, присутствовал, ведь «хота» – традиционный для этой страны танец. Изменение названия оказалось невероятно важным: работа Уоллеса не сводилась к косметическим преобразованиям, как в случае со многими другими дизайнерами и конструкторами. Он создал настоящий спорткар, который позаимствовал лишь техническую конфигурацию Miura, в частности поперечное расположение двигателя в середине задней части, а также общие очертания кузова. Но ходовая часть была абсолютно новой и изготавливалась из трубчатых элементов и изогнутого листового металла, проваренного и проклеенного для дополнительной жесткости. Кузов был выполнен из алюминия, значительной доработке подверглась практически вся ходовая часть, а мощность двигателя могла достигать 440 л.с. при 8500 об/мин.
Модернизированный и облегченный до 890 кг суперкар обладал потрясающей динамикой: разгон до 100 км/ч занимал всего 3,6 с! Внешне Jota можно было мгновенно узнать благодаря обтекаемой форме фар под колпаками из плексигласа, расширенным колесным аркам (особенно сзади), отсутствию решеток на капоте, наличию небольших сдвижных секций в дверных стеклах и характерным дискам из магниевого сплава. Этот уникальный, сверхбыстрый и эффектный суперкар стал идеальным предвестником прихода Lamborghini в мир гонок. Прямых последователей у модели Jota не было. Но бизнесмен из Болоньи, к тому времени открывший новые предприятия (по производству гидравлического оборудования и других комплектующих), не собирался почивать на лаврах. Он по-прежнему торопил свой производственный коллектив, который и не нуждался в дополнительных стимулах, чтобы представить полную линейку модификаций модели Miura. Появление Jota лишь укрепило Ламборгини в этой идее. В итоге была создана модификация SV, ставшая топовой версией легендарной модели. Ее премьера состоялась в 1971 году на Женевском автосалоне.
Несмотря на успешное развитие, Miura SV, представленная в 1971 году в Женеве, осталась почти не замеченной. Лишь немногие оценили тогда важность этой новинки, хотя спустя годы автомобильный мир признал, что это была практически идеальная версия суперкара Lamborghini. Причина такого невнимания была проста: все взоры были обращены на еще более эффектную и необычную модель, ставшую настоящей звездой не только стенда Lamborghini, но и автосалона в целом. Этот суперкар был рожден совместным гением Ламборгини и Бертоне и, как повелось, в рекордно короткие сроки изготовлен Станцани и Гандини. Этой невероятно эффектной моделью был LP 500, более известный под названием Countach.
Революционный дизайн суперкара проявлялся во всем начиная с линий кузова, которые сразу же заставляли всех посетителей автосалона терять дар речи и замирать в восхищении. Обтекаемая, агрессивная передняя часть, плоское лобовое стекло, которое плавно соединялось с капотом снизу и крышей сверху, линия крыши, переходившая в контуры крышки моторного отсека, – все это образовывало изогнутый силуэт от передних крыльев до задней панели кузова. Такая стилистическая концепция поражала инновационностью и абсолютной новизной. Ламборгини вновь удалось разрушить все существовавшие стереотипы.
Однако социальные потрясения, происходившие в мире и, в частности, в Италии отражались и на ситуации вокруг Lamborghini. Протесты профсоюзов стали причиной сложной обстановки на всех предприятиях, особенно в производственных компаниях северной Италии. В этой ситуации владельцы сталкивались с открытым противодействием, поддерживать надлежащую организацию производства становилось все сложнее. Для Ламборгини, который привык к непосредственному руководству своими заводами – порой достаточно жесткому и в чем-то патерналистскому, но всегда предельно внимательному, – такая обстановка была просто невыносимой. В 1972 году он продал основную долю акций швейцарцу Жоржу-Анри Росетти (Georges-Henri Rossetti), а через год – оставшуюся часть своему другу Рене Леймеру (René Leimer). Основатель компании, человек, являвшийся основной движущей силой ее невероятного взлета в первые восемь лет существования, вышел из игры.
Компания продолжала работу в привычном ритме. В 1972 году полным ходом шло производство P250 Urraco, 400 GT Jarama, 400 GT Espada и P400 Miura SV. В том же году для повышения продаж Jarama, статистика которых была довольно удручающей, на эту модель стали устанавливать двигатель мощностью 365 л.с., дав обновленной версии название Jarama S.
В 1972 году после некоторых задержек на начальной стадии началось производство модели Urraco. Абсолютно логичным было и появление версии S в октябре того же года. Она создавалась не с целью улучшения динамики, а для повышения общего качества, которое изначально отошло на второй план из-за спешки при запуске производства.
В следующем году, пока шла доработка прототипа Countach до производственного уровня, была выполнена дальнейшая модернизация и модификация Espada. Новая серия была представлена в октябре 1972 года и получила обозначение Series III. Она была подготовлена с большой тщательностью: продуманный до мельчайших деталей кузов, новые диски, передняя панель, центральная консоль и другие элементы. Последняя серия стала венцом в эволюции выдающегося четырехместного суперкара, который до сих пор пользуется высочайшим спросом среди поклонников Lamborghini по всему миру. Объем производства составил 1226 экземпляров – значительный показатель для небольшой автомобильной компании, продающей суперкары данного ценового сегмента.
Готовая к серийному производству версия модели Countach получила обозначение LP 400, поскольку объем ее двигателя V12, расположенного за кокпитом в продольном направлении, был увеличен до четырех литров (3929 куб. см). Премьера состоялась на Женевском автосалоне 1973 года.
Серийная сборка Countach началась в конце 1973 года, и первым экземпляром стал ярко-зеленый суперкар, выставленный на Парижском автосалоне, а теперь входящий в постоянную коллекцию Музея Lamborghini. Это был первый Countach с одним большим очистителем на ветровом стекле. Таким образом, к 1974 году модельный ряд Lamborghini состоял из Countach, Espada Series III, Jarama S и Urraco S.
А мир тем временем менялся. Нефтяной кризис, разразившийся из-за арабо-израильской войны 1973 года, породил страх дефицита бензина. В результате габаритные, потребляющие много топлива спортивные суперкары стали стремительно терять позиции. Их начали воспринимать как бессмысленную роскошь, а избыточный расход природных ресурсов теперь считался неприемлемым. Да, это были крайние взгляды, которые впоследствии удалось преодолеть, но в то время они создавали невероятные сложности всем производителям моделей такого класса. Бренд Lamborghini занимал высшую ступень сегмента суперкаров, поэтому ему пришлось столкнуться с наибольшими трудностями. Для разрешения возникших проблем были представлены две новые версии Urraco: двухлитровая (Р200) с одним распредвалом и уменьшенным объемом двигателя, позволявшим уйти от налоговых ограничений, а также более мощная трехлитровая (Р300) с 250-сильным двигателем и двухвальным распределительным механизмом.
Нарастающая социальная напряженность и снижение продаж вынуждали пересмотреть и остальной модельный ряд.
В частности, с производства была снята модель Jarama, а на Туринском автосалоне 1974 года Бертоне представил интригующий концепт-кар с агрегатами Р300. Купе под названием Bravo имело клиновидные очертания, необычную поверхность капота и задней двери, передние и задние боковые стекла соединялись без какой-либо видимой стойки между ними. В Lamborghini было принято решение о сотрудничестве с ателье Bertone для разработки Urraco со съемной панелью крыши. Модель Silhouette, представленная в 1976 году на Женевском автосалоне, отличалась характерным агрессивным обликом и оснащалась трехлитровым двигателем V8 мощностью 260 л.с. модели Urraco P300. Двигатель размещался поперечно позади кокпита, а кузов и ходовая часть были полностью выполнены из стали.
Производственные и коммерческие трудности осложняли деятельность компании, вынудив руководство Lamborghini искать дополнительные варианты сотрудничества для повышения загрузки оборудования, зачастую простаивавшего из-за снижения продаж. Наиболее значительный совместный проект был запущен в 1976 году с участием подразделения BMW Motorsport, которое в то время возглавлял Йохен Нерпраш (Jochen Neerprasch). Он подразумевал разработку и последующее производство заднемоторного спортивного суперкара – в этой области компания Lamborghini обладала наилучшей репутацией и наибольшим опытом во всем мире.
Но, к сожалению, вмешалось еще одно обстоятельство, усугубившее ситуацию. После контактов с поставщиками внедорожных автомобилей для армии, в частности с MTI (Mobility Technologies International), владельцы компании решили разработать и произвести модель, которая кардинально отличалась от всего, что когда-либо создавалось в Сант-Агата-Болоньезе. Это был мощный полноразмерный внедорожник с максимальной проходимостью на самых сложных покрытиях – Cheetah. Производство Cheetah оказалось невозможным из-за различных технических и законодательных сложностей: оно потребовало бы слишком масштабных инвестиций от небольшой итальянской компании. Проект остался нереализованным, но из-за попыток его осуществления прекратилось и сотрудничество с BMW.
Выпуск Espada завершился в 1978 году, затем был снят с производства Urraco, а в 1979 году – и модель Silhouette. В производстве осталась лишь S-версия Countach, разработанная Вальтером Вольфом (Walter Wolf). Иных вариантов, кроме как продолжать выпуск этой необычной модели, не было: она позволяла компании как-то выживать, хотя продажи постоянно снижались. С 1978 по 1982 год клиентам было передано 237 экземпляров этой модели. Для сравнения: с 1973 по 1977 год было выпущено 158 стандартных Countach LP 400.
Бертоне продолжал верить в компанию, и в 1980 году он предложил интересный проект – полностью открытую модель на базе Р300, получившую название Athon. Название трактовалось как «гимн солнцу», поскольку суперкар был полностью открытым – крыша не предусматривалась в принципе. Но развития проект не получил, компания Lamborghini продолжала скатываться в сторону банкротства и последующей ликвидации. К 1980 году она считалась практически сошедшей со сцены.
К счастью, уникальное очарование этих суперкаров и славное имя, ставшее легендой, в сочетании особым шармом модели Countach привлекли сильнейший интерес к компании. Как только компания Automobili Lamborghini была выставлена на конкурсное управление, немало поклонников выразили желание приобрести ее. Судья принял решение передать компанию в распоряжение двух братьев: Жан-Клода и Патрика Мимранов (Jean-Claude, Patrick Mimran) – состоятельных владельцев сахарной корпорации в Сингапуре и любителей спорткаров. При помощи своего полномочного представителя в Сант-Агата-Болоньезе Эмиля Новаро (Emil Novaro) они сразу же приступили к преобразованиям. В январе 1981 года была создана компания Nuova Automobili Ferruccio Lamborghini SpA, и с этого момента работа возобновилась уже в значительном объеме. Одним из первых решений стало назначение на должность технического директора Джулио Альфиери (Giulio Alfieri).
Имея сплоченный и преданный коллектив, в марте 1981 года компания Lamborghini под руководством этого известного конструктора отправилась на Женевский автосалон. На стенде демонстрировалась модель Miura, обновленная швейцарской компанией с достаточно спорными результатами, а также Countach S с огромным задним антикрылом. Также на автосалоне была представлена новая интерпретация большой внедорожной модели Cheetah. Она была заметно модифицирована, чтобы избежать юридических претензий от FMC, и получила новое название – LM. Однако наиболее очевидным и важным свидетельством нового курса развития Lamborghini стало появление суперкара Jalpa. Финансовые вливания семьи Мимран позволили возобновить модернизацию модели Countach, остававшейся практически неизменной с 1973 года – за исключением расширения брызговиков и шин для версии S. Альфиери увеличил рабочий объем классического двенадцатицилиндрового двигателя до 4,7 л. Мощность при этом возросла до 375 л.с., что позволило восстановить выдающиеся динамические качества, которые частично нивелировались шинами и навесным аэродинамическим оборудованием. Эта модель, внешне почти не отличавшаяся от версии S с четырехлитровым двигателем, получила название Countach 5000.
Братья Мимраны также решили развивать компанию в инновационном для того времени направлении – создавать большие и мощные внедорожные модели. В прототипе LMA, разработанном в 1982 году, вполне обоснованно была использована переднемоторная компоновка. Эта аббревиатура в разных трактовках могла расшифровываться и как Lamborghini Motore Anteriore (Lamborghini с переднемоторной компоновкой), и как Lamborghini Militare Anteriore (Lamborghini для передовой линии фронта).
Хотя это и требовало существенных финансовых вложений, работа над внедорожной моделью продолжалась. В итоге был создан LM 004 с передним расположением двигателя V12, обладавшего колоссальным по тем временам рабочим объемом 7 литров. Впервые максимальная скорость превысила отметку 200 км/ч. Компания Pirelli выступила партнером Lamborghini в разработке новой высокоскоростной шины, подходящей для любых покрытий – от асфальта до песка великих африканских пустынь. Позднее она получила название Pirelli Scorpion.
Продолжалась и работа над всесторонним техническим обновлением выпускавшихся моделей. В 1985 году на стенде Lamborghini в рамках Женевского автосалона была представлена новая модификация Countach – Quattrovalvole. Альфиери провел обширную модернизацию классического двигателя Lamborghini, первая версия которого была создана 22 годами ранее. Он увеличил рабочий объем, чтобы добиться большей мощности. За счет использования головок блока с четырьмя клапанами на цилиндр двигатель объемом 5167 куб. см мог развивать мощность 455 л.с. при 7000 об/мин – с такими показателями Countach значительно превосходил своих традиционных конкурентов. После множества проблем, преобразований, изменений и модификаций в 1986 году было запущено производство большой внедорожной модели Lamborghini. LM 002 оснащался двигателем V12, практически идентичным тому, что использовался в Countach. От идеи установить огромный семилитровый агрегат предыдущего прототипа было решено отказаться.
Благодаря продуманной реорганизации, проводимой братьями Мимранами и Эмилем Новаро, компания Lamborghini к этому времени уверенно встала на путь возрождения. 1987 год оказался успешным, хорошие показатели продаж продемонстрировали модели Countach и Jalpa. Начали поступать заказы на LM, модернизация всего модельного ряда продолжалась. Появились первые прототипы модели Tipo 132, ставшей преемником Countach. В 1987 году была начата работа над версией Jalpa с мягким верхом – Jalpa Spyder, также известной как Speedster. Прототип этой модели был изготовлен, но в серийное производство суперкар не поступил из-за технических сложностей.
23 апреля 1987 года компания Nuova Automobili Lamborghini SpA была приобретена американским концерном Chrysler.
Американские владельцы быстро обосновались в Сант-Агата-Болоньезе, начался период интенсивной деятельности – на этот раз в тесном сотрудничестве с одним из крупнейших представителей автомобильной индустрии. Производственные мощности активно использовались, хотя в самом начале было сделано несколько ошибочных шагов: одним из них стал прототип модели Portofino. Серия Quattrovalvole была снята с производства в 1988 году после выпуска 631 экземпляра. В этот же период компания приобрела опыт работы с композитными материалами. Специальная версия Countach, получившая название Evoluzione, продемонстрировала весь потенциал этого проекта. Снижение массы, обеспечиваемое передовыми материалами, в сочетании с повышенной мощностью двигателя за счет применения новых технологий управления позволило добиться невероятной динамики. Увы, Evoluzione никогда не выпускался серийно.
Ближе к концу 1987 года французская команда Larrousse из Формулы-1 попросила Мауро Форгьери (Mauro Forghieri), знаменитого конструктора лучших моделей Ferrari 1960-х и 1970-х годов, разработать новый двигатель. Он обратился к своим хорошим друзьям из Lamborghini с предложением осуществить проект совместно. Получив одобрение Chrysler, Форгьери создал агрегат V12 рабочим объемом 3,5 литра (максимальный объем, который допускался техническим регламентом). Работа над двигателем заняла лишь несколько месяцев, и он был официально представлен публике в апреле 1988 года.
В результате даже такие титулованные команды, как Lotus, стали заказывать у Lamborgini двигатели для будущего сезона. В том числе и благодаря параллельной поставке двигателей сразу двум командам результаты 1990 года были просто блестящими. На гран-при Великобритании пилот Эрик Бернар (Éric Bernard) занял выдающееся для него четвертое место, а Агури Судзуки (Aguri Suzuki) стал шестым. Гран-при Венгрии оказался еще более успешным для Lamborghini – спорткары с этими двигателями финишировали пятым, шестым и седьмым под управлением Дерека Уорвика (Derek Warwick, Lotus), Эрика Бернара (Larrousse) и Мартина Доннелли (Martin Donnelly, Lotus). Лучший результат за сезон показал Судзуки на своем домашнем этапе – гран-при Японии: он стал третьим и принес команде первый в ее истории призовой подиум, а также занял самое высокое место среди спорткаров с двигателями Lamborghini за все время участия итальянской компании в Формуле-1.
Несмотря на всю преданность Форгьери своему делу, нечувствительность американских владельцев к финансовым проблемам привела к постепенному ухудшению динамических качеств суперкаров. Сезон-1991 закончился неудачно, и команда Modena F1 окончательно покинула чемпионат. Сейчас ее красивый одноместный спорткар можно увидеть в музее компании: он напоминает об одной из самых больших упущенных возможностей в истории Lamborghini.
Но при этом Lamborghini удалось добиться значительного прогресса в обновлении всей линейки дорожных моделей. В честь двадцатипятилетия компании была выпущена памятная серия Countach. Она получила название Anniversary, став достойной прощальной версией этой славной модели, и была с огромным энтузиазмом встречена клиентами, разместившими 657 заказов. Преемник Countach был представлен в 1990 году. Рабочее название «132» было заменено на Diablo – имя невероятно жестокого боевого быка XIX столетия. Новый суперкар оправдал возлагавшиеся на него надежды. Преемник Countach просто не мог быть обычной моделью – он должен был обладать предельными возможностями, эффектностью, силой, нестандартным дизайном. Diablo, оснащенный 5,7-литровым двигателем V12 мощностью 492 л.с., сочетал в себе все эти качества и даже больше.
Этот суперкар был создан Луиджи Мармироли (Luigi Marmiroli). В 1990 году состоялась премьера Diablo с приводом на одну ось, но версия с полным приводом уже была практически готова. С этого момента именно наличие полного привода стало характерной особенностью флагманских моделей Lamborghini. Diablo VT (от Viscous Traction) с вискомуфтой между передней и задней осями дебютировал на Женевском автосалоне в марте 1993 года.
Несмотря на подобные проблемы, Diablo был разработан, позднее на его основе создавались многочисленные модификации. Некоторые из них завоевали популярность среди определенных категорий клиентов. Одними из наиболее интересных версий были появившаяся в 1995 году облегченная и более мощная модель SV, в которой динамика преобладала над комфортом, и VT Roadster со съемной крышей типа Тарга, моментально ставший бестселлером, особенно в США. На базе этих суперкаров было создано немало специальных серий: SE, Jota, Monterey, Alpine и многие другие. В 1995 году Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) представил отраслевой прессе модель Calà с двигателем V10, предназначенную для замены Jalpa. Несмотря на привлекательность этой версии, проект так и не продвинулся дальше стадии прототипа. В 1996 году благодаря организации серии гонок на территории Европы был учрежден марочный чемпионат, правила которого соответствовали регламенту престижных международных соревнований. Версия Diablo для кольцевых гонок (SVR) была подготовлена специально для участия в этом чемпионате. В 1999 году было объявлено о создании ее дорожного варианта (суперспортивный GT для дорожного использования был выпущен ограниченной серией в 83 экземпляра), а также кольцевой версии GTR для нового сезона марочного чемпионата с 590-сильным двигателем объемом 6 литров (ограниченная серия в 32 экземпляра).
В это время по личным обстоятельствам Lamborghini покинул Луиджи Мармироли, на его место пришел Массимо Чеккарани (Massimo Ceccarani). Необходимость создавать новые модели и делать существенные инвестиции была очевидной. Diablo выпускался более семи лет, а это очень большой срок для такого конкурентного рынка.
Компания Lamborghini обратилась к нескольким крупнейшим автопроизводителям, включая Audi, с просьбой о техническом сотрудничестве. Изначальная идея заключалась в том, чтобы получить возможность устанавливать восьмицилиндровый двигатель флагманской модели Audi A8 на будущую компактную версию Lamborghini. Технические специалисты Audi представили в своей немецкой штаб-квартире весьма позитивные отчеты о состоянии компании, хорошем уровне нового руководства и высоком профессионализме разработчиков.
Первый протокол о намерениях между Audi и Lamborghini был подписан 12 июня 1998 года, а договор о полной передаче немецкой компании 100% акций предыдущего индонезийского владельца был заключен 27 июля того же года – всего через 50 дней.
Первая принципиальная инновация появилась в 2001 году вместе с преемником модели Diablo – Murciélago. Естественно, новый суперкар также получил свое название в честь знаменитого жестокого боевого быка. Тот факт, что в переводе с испанского это слово означает «летучая мышь», лишь усиливал мрачный, почти ночной магнетизм великолепной новой модели. Мощность Murciélago возросла до 580 л.с., что привело к повышению скорости и улучшению разгона. Дополнением ко всем этим достоинствам стал новый уровень качества. С точки зрения отделки Murciélago превосходил даже доведенную до совершенства модель Diablo последних серий. Продажи моментально увеличились, и компания Lamborghini могла рассчитывать на реализацию всей выпущенной продукции: все суперкары бронировались клиентами заблаговременно.
Murciélago недолго оставался в одиночестве, но в ожидание второго суперкара в модельном ряду Lamborghini было рассмотрено несколько вариантов. Первым и, пожалуй, наиболее привлекательным стал концепт-кар Barchetta, показанный на Детройтском автосалоне в 2003 году. Это был не просто Murciélago без крыши, а полноценный новый суперкар с эффектным исполнением крышки расположенного сзади моторного отсека и боковых стоек. Какое-то время эта модель оставалась лишь в статусе концепт-кара, но позже ее измененная версия все же была запущена в производство.
Gallardo, еще одна абсолютно новая модель, был представлен в 2003 году на Женевском автосалоне. Он оснащался 500-сильным двигателем V10 с пятью клапанами на цилиндр и системой постоянного полного привода. Максимальная скорость превышала 300 км/ч. В компании Automobili Lamborghini было решено «окрестить» новейшую модель именем породы боевых быков – Gallardo (произносится как ga:yàrdo). Она должна была установить новые стандарты в своем сегменте и проявить себя как лучший сверхмощный спорткар с динамическими характеристиками, допускающими эксплуатацию в любых условиях. Gallardo стал истинным спорткаром, вполне пригодным и для повседневного использования. Чтобы достичь сочетания взаимоисключающих характеристик, инженеры Lamborghini сосредоточились на обеспечении необходимого уровня комфорта без ухудшения мощности и динамики. Выбор двигателя, коробки передач, пространственной рамы и кузовных элементов, подвески, тормозов и электроники осуществлялся с учетом поставленной цели. В итоге удалось создать компактный (длиной 4,3 м) двухместный мощный суперкар с максимальной скоростью более 300 км/ч, которым с удовольствием можно управлять и на гоночных трассах, и в долгих поездках по шоссе и городским улицам.
По случаю празднования своего сорокалетия Дом разъяренного быка выпустил специальную ограниченную версию суперкара Murciélago – Murciélago 40th Anniversary Edition. 50 номерных экземпляров, окрашенных в эксклюзивный зеленый цвет (Verde Artemis), были произведены в 2003 году и проданы преимущественно в Европе, США и Японии.
На Женевском автосалоне 2004 года состоялась официальная премьера серийной версии Murciélago Roadster, представленного в качестве концепт-кара годом ранее в Детройте. Развивающий экстремальные возможности и уникальные особенности родственного купе, Murciélago Roadster закрепил легендарный статус модели. Создавая версию Roadster, дизайнер Люк Донкервольке (Luc Donckerwolke) не ограничивал себя задачей убрать крышу купе. Он наделил суперкар собственным, потрясающим обликом, сделав Murciélago Roadster по-настоящему уникальной моделью. Моделью, сохранившей в серийном производстве то эмоциональное впечатление, которое производил исходный концепт-кар.
Естественно, она оснащалась 12-цилиндровым V-образным двигателем Lamborghini с углом развала 60° и рабочим объемом 6192 куб. см. Его мощность достигала 580 л.с. при 7500 об/мин, а максимальный крутящий момент – 650 Н·м при 5400 об/мин. Двигатель был оборудован электронной системой управления Lamborghini L.I.E. В стандартной комплектации, как и у купе, устанавливалась шестиступенчатая механическая коробка передач. В качестве опции предлагалась шестиступенчатая автоматическая версия e-Gear. Murciélago Roadster также оснащался системой постоянного полного привода Lamborghini с центральной вискомуфтой и блокировками переднего и заднего дифференциалов (45% и 25% для задней и передней оси соответственно).
На Франкфуртском автосалоне 2003 года компания Lamborghini впервые представила гоночную версию популярного спортивного суперкара Murciélago. Murciélago R-GT, предназначенный для автоспорта, создавался Lamborghini вместе с экспертами по гоночной технике из Reiter Engineering и специалистами спортивного подразделения материнской компании – Audi Sport. Новый Murciélago R-GT должен был стать максимально конкурентоспособным суперкаром для участия в профессиональных гоночных соревнованиях на международном уровне. Клиенты могли выступать на нем в национальных и международных состязаниях уровня европейского чемпионата FIA GT или серии гонок на выносливость American LeMans Series в США.
В июле 2005 года была представлена специальная серия Gallardo SE, производство которой было ограничено 250 экземплярами. Она отличалась двухцветной окраской кузова и еще более спортивным салоном, а также некоторыми техническими доработками.
Дом разъяренного быка показал первый управляемый прототип Lamborghini Concept S на фестивалях элегантности Monterey Concorso Italiano и Pebble Beach Concours d'Elegance в США в августе 2005 года. В виде концепт-кара Concept S был представлен на предшествующем Женевском автосалоне, став предельным и наглядным воплощением ценностей Lamborghini. Он был спроектирован в собственном дизайн-центре Centro Stile Lamborghini в Сант-Агата-Болоньезе под руководством Люка Донкервольке, черпавшего вдохновение в облике классических одноместных спорткаров прошлых лет. Невероятный интерес публики на Женевском автосалоне привел к решению создать управляемый прототип для дальнейшей оценки потенциального спроса.
Через два года после выпуска Gallardo в кузове купе компания Automobili Lamborghini представила новый Gallardo Spyder на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2005 года. Эта новинка расширила модельный ряд бренда до четырех суперкаров. Gallardo Spyder стал не просто открытой версией купе, а абсолютно новой моделью с привлекательным передовым дизайном и уникальной системой открывания и закрывания тканевого верха. В сложенном состоянии крыша убиралась в моторный отсек. Дизайнеры Lamborghini Centro Stile и инженеры подразделения исследований и разработок тесно сотрудничали для создания нового облика, чтобы эти ясные и четкие линии в один прекрасный день можно было увидеть на дороге. На новый Gallardo Spyder был установлен V-образный двигатель с углом развала 90°, знакомый по Lamborghini Gallardo и Lamborghini Gallardo SE 2006 модельного года. Он представлял собой десятицилиндровый агрегат рабочим объемом 4961 куб. см и максимальной мощностью 520 л.с. при 8000 об/мин. Удельная мощность этого двигателя превышала 100 л.с. на литр рабочего объема – показатель, вполне достойный гоночных моделей. Для новой шестиступенчатой коробки передач были предусмотрены уменьшенные передаточные числа. По сравнению с исходной версией, первая передача была короче на 27%, вторая – на 13%. Передаточные числа третьей, четвертой и пятой передач были уменьшены на 6%, шестой – на 3,5%. Шестиступенчатая коробка передач оснащалась новейшими синхронизаторами с двойным и тройным конусом.
Оптимизированная система тяг была удобна в использовании и обеспечивала точные, быстрые переключения. Для Gallardo Spyder предлагалась и секвентальная коробка передач e-gear с электронным управлением.Как и каждый суперкар Lamborghini, Gallardo Spyder воплощал стилистические принципы чистоты, спортивности и четкости. Spyder – это не просто модификация купе, а продолжатель тех традиций, что были заложены Murciélago Coupé и Roadster: открытая версия стала самостоятельной моделью.
Январь 2006 года… Дом разъяренного быка возродил легендарное имя из славного прошлого компании, представив потрясающий Lamborghini Miura Concept.Этот концепт-кар стал первой моделью Lamborghini, спроектированной талантливой рукой нового шеф-дизайнера бренда – Вальтера де Сильвы (Walter de’ Silva). Вальтер де Сильва также возглавлял подразделение дизайна концерна Audi. Новый год компания Automobili Lamborghini начала с долгожданной премьеры Lamborghini Miura Concept, современного воплощения модели Lamborghini Miura, сорокалетие которой отмечалось в том году.
Новая модель Sesto Elemento, которая осталась на уровне концепции без четких планов на серийное производство, была проникнута вдохновением де Сильвы, прославленного на весь мир итальянского дизайнера. Он переосмыслил все аспекты суперкара, полностью сохранив оригинальные формы. Новая версия не утратила невероятной чистоты линий, свойственной классической модели Miura. Вмешательство современного дизайнера ограничилось совершенствованием контуров, исключением лишних деталей. Его цель состояла в том, чтобы подчеркнуть ясные, лаконичные линии и идеально сбалансированные пропорции оригинала, производившего неизгладимое впечатление на поклонников. Рестайлинг нижней части кузова позволил вывести структурную прочность и аэродинамические качества на новый уровень без малейшего нарушения эстетической гармонии.
Мировая премьера новой модели HURACÁN LP 610-4 состоялась на Женевском автосалоне в 2014 г. и стала началом новой эпохи для Automobili Lamborghini и всего сегмента люксовых спортивных суперкаров.
В 2015 г. серия Huracán пополнилась несколькими впечатляющими моделями. Spyder создан стремительным, как ветер, а RWD задуман как высокотехнологичный суперкар, который дарит своему обладателю истинное удовольствие от вождения.
В 2015 г. также были представлены две новые модели: Aventador SV, разработанный на базе спортивных моделей Lamborghini, и Aventador SV Roadster, который сочетает в себе высокие технические характеристики с элегантностью и грациозностью родстера.
В 2016 г. свет увидела Huracán Avio, специальная серия, в основу которой легли идеи, позаимствованные из аэрокосмической отрасли. Также в этот год был отпразднован 100-летний юбилей основателя нашей легендарной автомобильной компании. В честь него компания Lamborghini создала настоящий шедевр — модель Centenario. Этот спортивный суперкар с оригинальным дизайном и превосходными характеристиками был выпущен ограниченной серией, благодаря чему стал предметом интереса со стороны коллекционеров.